Грязнова А.Т.

Кодовость как лингвопоэтическая категория. С. 130–136.

УДК 82:1

DOI 10.37724/RSU.2024.85.4.015

 

Аннотация. В статье уточняются определение и лингвистический статус кодовости, которая рассматривается как лингвопоэтическая категория, проявляющаяся в художественных текстах путем моно-, би-, поли- и мультикодирования. Наблюдения автора статьи осуществляются на материале, извлеченном из русских нереалистических художественных текстов ХIХ–ХХI веков различных литературных направлений: романтизма, фэнтези, стимпанка, а также русскоязычных переводов. Методами исследования в статье послужили описание, наблюдение, семантическое декодирование, а также семный, лексический, лингвокогнитивный, лингвокультурологический, дискурсивный виды анализа, которые способствовали выявлению свойств кодовости как лингвистической категории. Они позволили установить, что вербализаторами категории кодовости в художественных текстах служат, с одной стороны, узуальные языковые средства: фоновая семантика и производное значение лексем, внутренняя форма слов и фразеологизмов, антропонимы, паремии различной типологии, а с другой — тропы, фигуры и разнообразные художественные приемы: оксюмороны, сравнения; метафоры, в том числе когнитивные; олицетворения, синестетические единицы, интертекстуальные, в том числе гипертекстуальные, вкрапления. В художественных текстах они обнаруживают лингвокультурологический, лингвокогнитивный, медиалингвистический, транслятологический (лингвопереводческий) потенциал, используемый с учетом индивидуально-авторской репрезентации культурно-языкового кода в ряде дискурсивных разновидностей: религиозной, фольклорной, мифологической, обыденной, романтической, реалистической, наивной, политической, спортивной, профессиональной, рекламной и др. Признаками лингвопоэтической категории кодовости, которая понимается автором статьи как свойство любого художественного текста, содержащего неявную концептуальную и подтекстовую информацию, являются неочевидность шифруемых смыслов; открытость для пополнения предметно-темати­ческими разновидностями и художественными концептами, участие в миромоделировании.

 

Ключевые слова: кодовость, средства кодирования, виды кодов, лингвистическая поэтика, нереалистические тексты.

 

Библиография

 

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык : учеб. для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Флинта : Наука, 2002. — 384 с.
  2. Емец Д. Светлые крылья для темного стража. — URL : https://4italka.site/fantastika/fentezi/95055/fulltext.htm (дата обращения: 21.03.2024).
  3. Жвалевский А., Мытько И. Девять подвигов Сена Аесли. — URL : https://librebook.me/deviat_podvigov_sena_aesli__podvigi_1_4 (дата обращения: 15.03.2024), а.
  4. Жвалевский А., Мытько И. Порри Гаттер и каменный философ. — URL : https://4italka.site/
    fantastika/yumoristicheskaya_fantastika/66650/fulltext.htm
    (дата обращения:03.2024), б.
  5. Задорнова В. Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. — М. : Высш. шк., 1984. — 152 с.
  6. Клушина Н. И. Мультимедиальный код языка и его роль в политической лингвистике // Политическая лингвистика. — 2020. — № 6 (84). — С. 19–25.
  7. Королева Е. В. Языковые особенности индивидуально-авторского кода В. Ф. Ходасевича: на материале цикла «Европейская ночь» : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. — М., 2020. — 24 с.
  8. Кузнецова А. В. Прагматика культурных кодов в художественном тексте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — — № 3. — С. 233–242.
  9. Кукуева Г. И. Лингвопоэтическая типология текстов малой прозы (на материале рассказов В. М. Шукшина) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. — Барнаул, — 33 с.
  10. Лермонтов М. Ю., Лукаш И. С. Штосс. Повесть с продолжением. — [Б. м.] : Salamandra P.V.V., 2017. — 52 c.
  11. Липгарт А. А. Основы лингвопоэтики. — М. : КомКнига, 2006. — 168 с.
  12. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб. : Искусство — СПб, 2010. — 704 с.
  13. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. — Ростов н/Д. : Феникс, 2010. — 562 с.
  14. Пехов А. Созерцатель. — М. : Альфа-книга, 2016. — 352 с.
  15. Суворкин Т. Ариадна Стим. Механический гений сыска. — URL : https://author.today/work/210133 (дата обращения: 07.02.2024)
  16. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. — М. : КомКнига, 2007. — 280 с.
  17. Халикова Н. В. Категория образности художественного прозаического текста : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01. — М., 2004. — 43 с.
  18. Яблонская Л. В. Языковые средства объективации образного портретирования как способ кодирования информации в художественном тексте : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19. — Майкоп, 2015. — 20 с.
Без рубрики