Коста Э.

Цветаевская рецепция в творчестве Антонеллы Анедды. С. 114–120.

УДК 821.131.1-1.09″19″

DOI 10.37724/RSU.2024.85.4.013

 

Аннотация. Цель статьи — проследить цветаевскую рецепцию в творчестве итальянской писательницы (поэта и эссеиста) Антонеллы Анджой Анедды. Итальянский автор хорошо знаком с многочисленными переводами на итальянский язык произведений Марины Цветаевой; «цветаевский след» отчетливо прослеживается уже в ее дебютном поэтическом сборнике (книге-откровении) Residenze invernali («Зимние резиденции»). Особое внимание в статье уделяется книге-исповеди Анедды La luce delle cose. Immagini
e parole nella notte
(«Свет вещей. Ночные изображения и слова»), в которой автор нередко обращается к творчеству Цветаевой, цитируя ее произведения или приводя ее слова в связи с теми или иными поэтическими проблемами. Книга открывается темой бессонницы, напрямую связанной с цветаевским творчеством. Анедда представляет бессонницу как «улицу-вершину» и ведет диалог с пространством как головокружительной пропастью. Своеобразие книги Анедды состоит в том, что в ней переплетаются имена философа-мыслителя Сёрена Кьеркегора и поэта Марины Цветаевой — двух парадоксальных, пламенных, дерзких, ироничных творцов, для которых выражением духа чувственности являлась музыка. Нить размышлений Анедды о работах Кьеркегора, начинаясь именем Цветаевой, продолжается постоянным переплетением ассоциаций, в которых мысли датского философа пересекаются с мыслями русского поэта. В книге Анедда затрагивает различные темы, но особенно сосредоточивается на темах любви и поэзии.

 

Ключевые слова: А. Анедда, бессонница, любовь, М. Цветаева, одиночество, поэзия, пустота, С. Кьеркегор, творческая свобода.

 

Библиография

 

  1. Донн Дж. Стихотворения и поэмы / сост. А. Н. Горбунова, Г. М. Кружкова, И. И. Лисовича, В. С. Макарова. — М. : Наука, 2009. — 578 с.
  2. Кьеркегор С. Беседы и размышления / пер. и вступ. ст. А. В. Лызлова. — М. : РИПОЛ классик, 2020. — 512 с.
  3. Мандельштам О. Э. Полное собрание сочинений и писем : в 3 т. / вступ. ст. В. В. Иванова ; сост., подгот. текста и коммент. А. Г. Меца. — М. : Прогресс-Плеяда, 2009–2011. — Т. 2. — — 759 с.
  4. Савченко Т. К. Музыкальные принципы развертывания лирического сюжета в поэзии С. А. Есенина // Современное есениноведение. — 2020. —№ 3 (54). — С. 45–58.
  5. Цветаева М. И. Собрание сочинений : в 7 т. / вступ. ст. А. Саакянц ; подгот. текста и прим. Л. Мнухина. — М. : Эллис Лак, 1994–1995. — Т. 1. — 1994. — 639 с. ; Т. 4. — 686 с. ; Т. 7. — 1995. — 847 с.
  6. Ammirati M. P., Palumbo O. Femminile plurale. Voci della poesia italiana dal 1968 al 2002. — Catanzaro : Abramo editore, 2003. — 338 p.
  7. Anedda A. Biografia. — URL : https://www.casadellapoesia.org/poeti/anedda-antonella/biografia (дата обращения: 22.08.2024), а.
  8. Anedda A. Biografia. — URL : urly.it/310kab (дата обращения: 22.08.2024), б.
  9. Anedda A. Cosa sono gli anni. Saggi e racconti. — Roma : Fazi ed., 1997. — 131 p.
  10. Anedda A. La luce delle cose. Immagini e parole nella notte. — Milano : Feltrinelli, 2000. — 178 p.
  11. Anedda Angioy, Antonella // Treccani : Enciclopedia. — URL : urly.it/310kav (дата обращения: 22.08.2024).
  12. Baldacci A. Vivere in verticale. La ricezione della poesia di Marina Cvetaeva in Milo De Angelis // Studi polacco-italiani di Toruń. — — Vol. XV. — Pp. 117–130.
  13. Baldacci A. Milo De Angelis. Le voragini del lirico. — Milano : Mimesis, 2020. — 210 p.
  14. Baldacci A. “Per meglio capire l’orrore”. Antonella Anedda in dialogo con Amelia Rosselli // Kwartalnik Neofilologiczny. — 2021. — LXVIII. — № 1. — Pp. 5–14.
  15. De Oliveira V. L. Intervista a Antonella Anedda // Revista de Italianística. — 2014. — XXVII. — Pp. 89–92.
  16. Donati R. Apri gli occhi e resisti: l’opera in versi e in prosa di Antonella Anedda. — Roma : Carocci, 2020. — 118 p.
Без рубрики