Тихомирова К.П.
Эмблематическое мышление как особенность культуры XVII века и его преломление в произведениях Роуз Тремейн. С. 98–105.
УДК 821.111-31.09″19″
DOI 10.37724/RSU.2024.85.4.011
Аннотация. Действие романов современной британской писательницы Роуз Тремейн «Реставрация» и «Музыка и тишина» разворачивается в XVII веке в эпоху барокко, характерной чертой которого было эмблематическое мышление. Эмблема — жанр, связанный с символическим восприятием мира, своеобразная интеллектуальная игра, призванная помочь человеку в постижении жизни. Цель данной статьи заключается в изучении специфики репрезентации эмблематического мышления на примере названных сочинений Тремейн, анализе его влияния на сюжетные составляющие, личности главных героев, развитие их характеров. Также в статье рассматривается соотношение барочной эмблематики с постмодернистским сознанием, в рамках которого созданы произведения. Актуальность исследования состоит в оценке влияния романов «Реставрация» и «Музыка и тишина» на сознание современных читателей и уточнении степени значимости произведений. В результате обозначены уровни проявления эмблематического мышления в работах Тремейн. Установлено, что для творчества автора характерен амбивалентный, игровой взгляд на вещи, который заставляет читателя активно включаться в толкование текста.
Ключевые слова: английская литература, барокко, постмодернизм, Роуз Тремейн, эмблематика.
Библиография
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов. — М. : Респ., 1996. — 334 с.
- Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. — М. : Наука, 1997. — 153 с.
- Махов А. Е. Эмблематика. Макрокосм. — Москва : Intrada, 2014. — 600 с.
- Панова О. Ю. Пути современной прозы в Великобритании и США // Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже ХХ–ХХI вв.) : сб. науч. тр. Сер. «Теория и история литературоведения». — М. : Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2006. — С. 138–172.
- Роттердамский Э. Похвала глупости. — М. : Гос. изд-во худож. лит., 1960. — 136 с.
- Садков В. А. Зримый образ и скрытый смысл: аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI–XVII в. : кат. выст. / под ред. К. Г. Богемской. — М. : Альфа-Принт, 2004. — 115 с.
- Сахно И. М. “Ut Pictura Poesis”: поэтическая и живописная эмблема барокко // Обсерватория культуры. — 2015. — № 5. — С. 94–101.
- Силюнас В. От маньеризма к барокко: тема сна у Шекспира и Кальдерона // Искусствознание. — 2013. — № 3–4. — С. 62–89.
- Тремейн Р. Музыка и тишина. — СПб. : Амфора, 2004. — 480 с.
- Тремейн Р. Реставрация. — СПб. : Амфора, 2005. — 464 с.
- Alpers S. The Art of Describing. Dutch Art in the Seventeenth Century. —Chicago : The Univ. of Chicago Press, 1983. — 267 p.