Фирсова М.А.

Параметры формирования лингвокогнитивной категории агрессии.  С. 121–129.

УДК 82:1

DOI 10.37724/RSU.2024.85.4.014

 

Аннотация. Цель статьи состоит в определении и описании параметров формирования лингвокогнитивной категории агрессии в русском языке. Разнообразие форм проявления вербальной агрессии, ее большой воздействующий потенциал диктуют необходимость описания лингвокогнитивных параметров, лежащих в ее основе. В статье формулируется тезис о том, что агрессия представляет собой лингвокогнитивную категорию, включающую пять параметров: целенаправленность, аффективность, персуазивность, антиаксиологичность и национально-культурную обусловленность. Совокупность данных параметров объединяется в сознании человека в такой «лингвокогнитивной ячейке», как агрессия, которая выражается с помощью разнообразных языковых средств. Обосновано, что целенаправленность как лингвокогнитивный параметр агрессии
заключается в нанесении вреда объекту (конкретному лицу, массовому адресату, самому адресанту); аффективность — в негативном эмоциональном состоянии субъекта при выражении агрессии; персуазивность — в прямом негативном воздействии на адресата, манипуляции его когнитивными установками; национально-культурная обусловленность отражает особенности русского языкового менталитета при экспликации агрессии; антиаксиологичность искажает ценности адресата или негативно влияет на них за счет средств вербальной агрессии. В ходе исследования использовался общенаучный индуктивно-дедуктивный метод, метод компонентного анализа. Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в образовательном процессе высшей школы.

 

Ключевые слова: адресат, вербальная агрессия, категоризация, когнитивная лингвистика, нанесение вреда, языковые средства.

 

Библиография

 

  1. Алымова Е. Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. — СПб., 2007. — 19 с.
  2. Аракелова А. Р. Ценность как лингвокогнитивная категория // Архивариус. — 2016. — № 6 (10). — С. 47–52.
  3. Болдырев Н. Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // С любовью к языку : сб. науч. тр. — М. ; Воронеж : Ин-т языкозн. РАН : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 103–114.
  4. Борискина О. О., Кретов А. А. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2003. — 211 с.
  5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / пер. с англ. ; отв. ред. и сост. М. А. Кронгауз. — М. : Рус. словари, 1996. — 411 с.
  6. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. —Ижевск : Удмурт. ун-т, 2006. — 250 с.
  7. Воронцова Т. А. Коммуникативное пространство в лингвопрагматической парадигме // Вестник Удмуртского университета. Сер. «История и филология». — 2009. — Вып. 1. — С. 11–17.
  8. Дзюба Е. В. Особенности лингвокогнитивной категоризации артефактов в русском языковом сознании // Филология и человек. — 2016. — № 1. — С. 119–125.
  9. Дзюба Е. В. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-т., 2018. — 280 с.
  10. Дзюба Е. В., Чжао Л. Этноспецифические особенности лингвокогнитивной категоризации в русском и китайском языковом сознании // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 185–194.
  11. Закоян Л. М. Выражение агрессии в современном русском и английском языках : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.20. — М., 2010. — 23 с.
  12. Карпенко Л. А. Психология : слов. — М. : Изд-во полит. лит., 1990. — 494 с.
  13. Квеселевич Д. И. Самый полный словарь ненормативной лексики. — М. : Астрель : АСТ, 2011. — 1021 с.
  14. Комалова Л. Р. Параметры типологизации агрессии, вербализованной в письменном тексте / дискурсе // Этнопсихолингвистика. — 2022. — № 3 (10). — С. 7–25.
  15. Коновалова М. В. К вопросу о когнитивной категории в медиадискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. — 2019. — № 4 (426). — С. 100–107.
  16. Копылова Т. Р. Молчание как лингвокогнитивная категория : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19. — Ижевск, 2022. — 36 с.
  17. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2004. — № 1. — С. 6–17.
  18. Купина Н. А., Михайлова О. А. Лингвистические проблемы толерантности // Толерантность в современной цивилизации. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. — С. 50–69.
  19. Лаптева М. Л., Фирсова М. А. Лингвокультурные основы вербальной агрессии в русском языке // Русистика. — 2023. — №4. — С. 424–439.
  20. Лыкина Е. А. Идеологема как лингвокогнитивная категория: к проблеме определения понятия // Язык и культура. — 2014. — № 10. — С. 201–207.
  21. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. — М. : Языки славян. культуры, 2004. — 792 с.
  22. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 1985–1988. — Т. 1. — 1985. — 702 с. ; Т. 3. — 1987. — 749 с.
  23. Национальный корпус русского языка (НКРЯ). — URL : https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 10.08.2024).
  24. Панченко Н. Н. Когнитивные категории «истинность» и «достоверность»: общее и различное // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1. — С. 132–136.
  25. Песина С. А., Величко М. А. Процессы категоризации и организация когнитивных категорий // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2014. — № 12. — С. 131–135.
  26. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. — М., 2011. — 155 с.
  27. Сковородников А. П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения / отв. ред. А. П. Сковородников. — Красноярск ; Ачинск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1997. — Вып. 2. — С. 10–15.
  28. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы. — М. : ЯСК, 2018. — 391 с.
  29. Хроменков П. Н. Лингвопрагматика конфликта (исследование методом количественного контент-анализа) : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19. — М., 2016. — 374 с.
  30. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия : учеб. пособие. — М. : Флинта : Наука, 2006. — 136 с.
  31. Шарифуллин Б. Я. Языковая агрессия и языковое насилие в свете юрислингвистики: проблема инвективы // Юрислингвистика. —2004. — № 5. — С. 120–131.
  32. Шаронов И. А. Многоликая агрессия // Агрессия в языке и речи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 5–6.
  33. Щукина Д. А. Пространство как лингвокогнитивная категория: на материале произведений М. А. Булгакова разных жанров : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.01. — СПб., 2004. — 36 с.
  34. Buss A. H. The psychology of aggression. — NY : Willey, 1961. — 307 р.
  35. Hultgren S. I Hate Verbal Aggression! — URL : http://www.taxi1010.com/resource/I_Hate_Verbal_
    htm (дата обращения: 09.11.2024).
Без рубрики