Стрельникова Л.Ю.

Феномен маски в прозе В. В. Набокова в контексте эстетики модернистского театра. С. 139–148.

УДК 821.161.1-3.09″19″

DOI 10.37724/RSU.2025.86.1.015

 

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение теоретических и литературоведческих аспектов феномена литературной маски в модернистском творчестве В. В. Набокова. Изучение проблемы авторской маски в произведениях Набокова позволяет рассмотреть ее значение как в литературном, так и в психологическом плане. Литературная маска раскрывала способность человека к игре, желание вырваться за пределы реального мира в пространство творческих фантазий, выражая нестабильность, двойственность сознания и в то же время давала ощущение свободы действий. Выделяются основные типы масок набоковского творчества: персонажа и автора. Набоков стоял у истоков русского модернистского театра, приняв теорию Н. Евреинова о необходимости театрализации жизни, а также внедрив в свои произведения особый тип автобио-реконструктивной маски, отражающей особое состояние героя, стремящегося инсценировать фрагменты своих воспоминаний. Маска персонажа фиксирует симулятивность личности, ее марионеточность, что соответствовало модернистской эстетике Набокова: подчинять жизненную правду искусству. Выбирая своих героев, Набоков превращает их в маски, лишая личностного содержания и демонстрируя свою силу художника-постановщика, манипулятора человеческими жизнями. Что касается присутствия автора в произведении, то Набоков не только не скрывает этого, но и сознательно выставляет себя как автора-демиурга, режиссера собственного кукольного театра. Голос автора доминирует и подчиняет персонажей, не позволяя им проявить индивидуальность и побуждая читателя включиться в игру с текстом. Результаты исследования можно использовать в вузовском курсе преподавания русской литературы XX века, а также в качестве научного материала для студентов, магистрантов, аспирантов.

 

Ключевые слова: автобио-реконструктивная маска, авторская маска, гиперреальность, Н. Евреинов, В. В. Набоков, модернистский театр, симулякр.

 

Библиография

 

  1. Александров В. Е. Набоков и потусторонность. — СПб. : Алетейя, 1999. — 321 с. — URL : http://royallib.ru/read/aleksandrov_v/nabokov_i_potustoronnost.html#0 (дата обращения:11.2024).
  2. Анастасьев Н. А. Одинокий король. — М. : Центрполиграф, 2002. — 525 с.
  3. Аппель А. Кукольный театр Набокова // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии. — М. : Новое литературное обозрение, 2000. — С. 422–438.
  4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. — М. : Художественная литература, 1990. — 543 с.
  5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М. : Искусство. — 1979. — 424 с.
  6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. — Тула, 2013. — 204 с.
  7. В. В. Набоков: pro et contra. — СПб. : РХГИ, 1997. — Т. 1. — С. 65–68; 448–469; 470–484; 485–507.
  8. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. «Православие и русская литература». — URL : http://sdruzhie-volga.ru/knigi/o_zhizni/m.m-dunaev-vera_v_gornile_somnenij.htm (дата обращения: 28.11.2024).
  9. Евреинов Н. Н. Демон театральности. — М. ; СПб. : Летний сад, 2002. — 535 с.
  10. Евреинов Н. Н. О новой маске (Авто-био-реконструктивной). — Пг., 1923. — С. 5–6.
  11. Иванов Вяч. Новые маски. — 1904. — URL : https://lit.wikireading.ru/1400 (дата обращения: 28.11.2024).
  12. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. — М. : Интрада, 2001. — 376 с.
  13. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Избр. ст. : в 3 т. — Таллинн : Александра, 1992. — Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры. — С. 377–380.
  14. Набоков В. В. Изгнание. Поэты русского зарубежья. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 480 с.
  15. Набоков В. В. Лекции о драме. — М. : Азбука-классика, 2008. — URL : http://royallib.com/
    book/nabokov_vladimir/lektsii_o_drame.html
    (дата обращения:11.2024).
  16. Набоков В. В. Собр. соч. : в 4 т. — М. : Правда, 1990. — Т. 1. — 414 с. ; Т. 2 — 446 с. ; Т. 3. — 478 с. ; Т. 4. — 477 с.
  17. Набоков В. Собр. соч. американского периода : в 5 т. — СПб. : Симпозиум, 1997. — Т. 1. — 608 с. ; Т. 3. — 704 с.
  18. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Восстание масс. — М. : Ермак, 2005. — 269 с.
  19. Осьмухина О. Автор в поисках себя: формы функционирования авторской маски в отечественной прозе // Гуманитарные науки. Филология. — 2009. — № 1 (9). — С. 52–57.
  20. Софронова Л. А. Маска как прием затрудненной идентификации // Культура сквозь призму идентичности. — М., 2006. — С. 343–359.
  21. Стрельникова Л. Ю. Структурообразующие приемы литературной игры в ранней прозе В. В. Набокова в контексте эстетики модернизма и постмодернизма : дис. … д-ра филол. наук. — Краснодар, 2023. — 391 c.
  22. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М. : Лабиринт, 1997. — 448 с.
  23. Хасин Г. Л. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. — М. ; СПб. : Летний сад, 2001. — 188 с.
  24. Шишкин А.Б. ‘Лицо’ — ‘маска’ в культуре Серебряного века. Вяч. Иванов, К. Сомов, Н. Ульянов и другие // Studi Slavistici. — 2018. — № 15 (1). — С. 131–151.
  25. Юнг К. Психологические типы. — М. : Университетская книга, 1998. — 717 с.
Без рубрики