Харитонов О.С.
Разрушение образа реальности в динамике стилистической эволюции В. Р. Цоя. С.117-124.
УДК 821.161.1-1.09″19″
DOI 10.37724/RSU.2025.87.2.011
Аннотация. Актуальность исследования вызвана непроясненностью многих черт поэтики В. Р. Цоя. Целью стало раскрытие диалогических отношений между героем и реальностью в поэтическом мире В. Р. Цоя. Структура исследования определена ее задачами: анализом вербальных текстов автора, прослеживанием его стилистической эволюции, выявлением ориентальной компоненты стиля, раскрытием образа лирического героя, определением специфики абсурда и парадокса в мироощущении и стиле автора. В основе анализа лежат формальный, синтетический, культурно-исторический, семиотический и аксиологический методы, а также диалектический общенаучный подход. Предметом исследования является мотив разрушения образа реальности в поэтике В. Р. Цоя. Под ним понимается деконструкция конкретно-реалистического образа внешней действительности, взятого за отправную точку эстетических поисков автора. Выявлено, что разрушение реальности становится для лирического героя способом ее понимания. Этот мотив органично проистекает из философского мироощущения героя и формируется за счет абсурдизации его речи. Образы восточной культуры и философии усиливают антиномический характер логического и внелогического восприятия действительности, что, в свою очередь, обнажает обостренное парадоксальное мышление героя. Показано, что мотив деконструкции внешней реальности в песнях В. Р. Цоя на новом этапе его творчества развивается в сложное, символическое, экзистенциальное видение героем мира, требующее соответствующей поэтической речи. Показано, что траектория стилистической эволюции В. Р. Цоя находится также в русле русской литературной традиции и отражает диалогические отношение лирического героя с внешней реальностью.
Ключевые слова: абсурд, герой, мотив, парадокс, символ, стиль.
Библиография
- Авилова Е.Р., Васильчук Е. О. Категория абсурда в идейном базисе панк-субкультуры // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2013. — № 14. — С. 53–61.
- Атаманова Н.В., Хулина К. И. Цветообразы белый/черный и их символическая репрезентация в поэтических контекстах В. С. Высоцкого и В. Р. Цоя // Текст в языковом, историческом, филологическом пространстве : сб. науч. трудов ; отв. ред. В. В. Никульцева. — М. : Моск. финансово-юрид. ун-т МФЮА, 2019. — С. 127–137.
- Белый А. Символизм как миропонимание // сост., вступ. ст. и примеч. Л. А. Сугай. — М. : Республика. — 1994. — 528 с.
- Виктор Цой отвечает на вопросы. — URL : https://dzen.ru/video/watch/626c30b4f349dd7520bc698d?f=d2d (дата обращения:14.04.2023).
- Виктор Цой: стихи, документы, воспоминания. — Л. : Новый Геликон, 1991. — 367 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 480 с.
- Иванов Д. И. Путь дракона: личность и творчество Виктора Цоя (система восточных кодов) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2014. — № 15. — С. 149–155.
- Калгин В. Виктор Цой. Жизнь и «Кино». — М. : АСТ : Кладезь, 2022. — 304 с.
- Кино. 45 (1982). — URL : https://vk.com/artist/kino/albums?z=audio_playlist-2000116439_4116439%2Fdb2fd2b83c49e05567 (дата обращения: 14.03.2023).
- Кино. 46 (1983). — URL : https://vk.com/artist/kino/albums?z=audio_playlist-2000116449_4116449%2Fde2c3c16eab59e974f (дата обращения: 14.03.2023).
- Кормильцев И., Сурова О. О рок-поэзии в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. — № 2. — С. 5–33.
- Майоров Д. Ситар и метал: как индийская этника ворвалась в рок-музыку. — 2020 — URL : https://disgustingmen.com/music/sitar-and-metal/ (дата обращения: 10.04.2022).
- Петрова С. А. «Черный» и «белый» в художественном мире рок-поэзии Виктора Цоя // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 12-5(114). — С. 70–75. — DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.168.
- Петрова С. А. Современная поэзия: творчество Виктора Цоя в аспекте интермедиальности : электрон. учеб. пособие. — Казань : Бук. — 2022. — 76с.
- Петрова С. А. Фольклорная традиция в цикле «Черный альбом» группы «Кино» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — — №12. — С. 79–84.
- Проваторова О.Н., Щелгунова Я. В. Философская рок-поэзия В. Цоя // Язык, культура, медиакоммуникация. Южно-уральский государственный университет. — — № 2. — С. 179–185.
- Радхикришан С. Индийская философия : в 2 т. ; пер. с англ. — М. : МИФ, 1993. — Т. 2. — 394 с.
- Яковлев М.В. Апокалиптическое направление в русской поэзии первой половины ХХ века : моногр. — Орехово-Зуево : ГГТУ, 2021. — 391 с.
- Ravi Shankar teaches George Harrison how to play sitar 1968 (Rishikesh, India HQ RARE). — 1968. — URL : https://www.youtube.com/watch?v=RxI6IkH9Mvo&t=10s (accessed: 10.04.2022).