Алтынбаева Г.М., Герасимова Л.Е

Способы соединения фактического и художественного материала в «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына. С. 152–160.

УДК 821.161.1-31.09″19″

DOI 10.37724/RSU.2025.88.3.014

 

Аннотация. Актуальность проведенного исследования связана с необходимостью понимания своеобразия поэтики и эстетики А. И. Солженицына, отличающихся от классического реалистического письма. В статье проанализирована важная особенность художественного метода А. И. Солженицына — неразрывное соединение фактического и художественного материала. На материале опыта художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ» показаны различные способы их соединения, объяснены функции. Авторы статьи доказывают, что фактическое касается материала (история, правда ГУЛАГа) и цели («раскрыть уста» ГУЛАГа), художественное — всех способов подачи «фактического (не преображенного) жизненного материала». Авторы статьи идут за прямыми высказываниями писателя, неоднократно пояснявшего журналистам, как «материал диктует» и форму, и способы представления в тексте правды истории, памяти, нацеленных на читательское внимание и понимание. Текстовыми уровнями, на которых специально прослеживается функционирование метода Солженицына в «Архипелаге», стали не только общее повествование, но и специально заголовки, композиция каждой из глав и общая композиция книги, вставные фрагменты («текст в тексте»), «лирические отступления». Характерные для Солженицына способы соединения фактического и художественного материала, представленные в данном исследовании, — автометаописание, риторические обращения, диалог с читателем; сатира, ирония, номинации, олицетворение, метонимия, антропоморфные образы; портрет, сравнение, параллелизм; прием киноэкрана, стилевые приемы. Авторы исследования убеждены, что историческая и метафизическая значимость «Архипелага ГУЛАГа» в первую очередь определяется личностью его автора — «маленького подмастерья под небом Бога». Материалы исследования могут быть применены при изучении творческого метода А. И. Солженицына, при исследовании особенностей русской литературы второй половины ХХ века.

 

Ключевые слова: Архипелаг ГУЛАГ, А. И. Солженицын, литература и документ, эстетика писателя, художественный метод.

 

Библиография

 

  1. «Архипелаг ГУЛАГ» — сорок лет спустя : Из материалов круглого стола, посвященного юбилею первой публикации // Солженицынские тетради : материалы и исследования : альм. / гл. ред. А. С. Немзер. — М. : Русский путь, 2014. — Вып. 3. — С. 112–149.
  2. Алтынбаева Г. М. Эстетика А. И. Солженицына: теоретическая рефлексия и художественная практика : дис. … д-ра филол. наук. — Саратов, 2022. — 412 с.
  3. Бродский И. География зла // Литературное обозрение. — — № 1. — С. 4–8.
  4. Малиа М. Война на два фронта: Солженицын и «Архипелаг ГУЛАГ» // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974–2008 : cб. ст. : пер. с англ. и фр. / сост., авт. вступ. ст. Э. Э. Эриксон, мл. ; коммент. О. Б. Василевской. — М. : Русский путь, 2010. — C. 388–406.
  5. Маркштайн Э. О повествовательной структуре «Архипелага ГУЛАГ» // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. — Воронеж, 1993. — Вып. 1. — С. 91–
  6. Мирошниченко С. М. Документальная реальность как художественный образ в произведениях А. И. Солженицына // Личность и творчество А. И. Солженицына в современном искусстве и литературе. — М. : Русский путь, 2018. — С. 37–41.
  7. Нива Ж. Александр Солженицын: Борец и писатель / пер. с фр. В. А. Петрова в сотр. с авт. — СПб. : Вита Нова, 2014. — 330 с.
  8. Ранчин А. М. «Архипелаг Гулаг» А. И. Солженицына как художественный текст: некоторые наблюдения // Ранчин А. М. Перекличка Камен : Филологические этюды. — М. : Новое литературное обозрение, 2013. — С. 517–532.
  9. Роднянская И. Б. Лирико-патетическое начало в «Архипелаге ГУЛАГ» (К сравнению задач двух эпопей Александра Солженицына) // Жизнь и творчество Александра Солженицына : На пути к «Красному Колесу» : сб. ст. / cост. Л. И. Сараскина. — М. : Русский путь, 2013. — С. 337–346.
  10. Солженицын А. И. Публицистика : в 3 т. Т. 2 : Общественные заявления, письма, интервью. — Ярославль : Верхн.-Волж. книж. изд-во, 1996. — 624 с.
  11. Солженицын А. И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 4 : Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художественного исследования. Ч. 1–2. — М. : Время, 2010а. — 544 с.
  12. Солженицын А. И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 5 : Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художественного исследования. Ч. 3–4. — М. : Время, 2010б. — 560 с.
  13. Солженицын А. И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 6 : Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художественного исследования. Ч. 5–7. — М. : Время, 2010в. — 624 с.
  14. Солженицын А. И. Собр. соч. : в 9 т. — Т. 7 : В Советском Союзе. 1967–1974 ; На Западе. 1974–1989. — М. : Терра — Книжный клуб, 2001. — 512 с.
  15. Струве Н. А. Архипелаг ГУЛАГ // Вестник РХД. — 1973. — №108-110. — С. 3–5.
  16. Струве Н. А. Православие и культура. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Русский путь, 2000. — 632 с.
  17. Федянина М. Е. «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына как эпопея: особенности поэтики // Солженицынские тетради : материалы и исследования : альм. / гл. ред. А. С. Немзер. — М. : Русский путь, 2016. — Вып. 5. — С. 103–120.
  18. Шмеман А., прот. Собр. ст., 1947—1983 / cост. Е.Ю. Дорман. — 2-е изд. — М. : Русский путь, 2011. — 896 с.
  19. Шурупова О. С. Своеобразие художественного мира в произведении А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» // Наследие А. И. Солженицына в современном культурном пространстве России и Зарубежья (к 100-летию со дня рождения писателя) : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. — Рязань, 2019. — С. 101–109.
  20. Toker L. Return from the Archipelago: Narratives of Gulag survivors. — Bloomington ; Indianapolis : Indiana university press, 2000. — 333 р.
Без рубрики