Валова О.М.
Личность Д. Г. Байрона в восприятии О. Уайльда: к постановке проблемы. С. 106–113.
УДК 821.111-31.09″18″
DOI 10.37724/RSU.2024.85.4.012
Аннотация. Байрон и Уайльд — знаковые фигуры XIX века. В статье изучается вопрос, как личность Байрона была воспринята Уайльдом, одним из выдающихся представителей культуры «конца века». Первый сборник стихотворений Уайльда напомнил окружающим в числе прочих поэтов-предшественников творчество Байрона, ХХ век выявил увеличение внимания к сопоставлению личностей обоих писателей. В статье рассматривается вопрос об истоках интереса Уайльда к Байрону и его произведениям, взглядам, обусловленным мнением его матери; изучается образ поэта, представленный в стихотворениях «Равенна» и «Сад Эроса».
В обоих текстах образ Байрона связан с темой свободы, волновавшей в ту пору Уайльда и отраженной в его первой пьесе «Вера, или Нигилисты». Интерес Уайльда к Байрону укрепила редакторская работа в журнале «Мир женщины», почитательницы которого интересовались жизнью и творчеством поэта. Внимание Уайльда к Байрону продиктовано также тем, что он стал символом романтизма, а этот метод писатель считал наиболее творчески привлекательным. Со временем вектор интереса Уайльда смещался к личности Байрона; зарубежные исследователи полагают, что отношение к поэту становится связанным прежде всего с гомосексуальностью — с этих позиций пересматриваются и его ранние поэтические произведения, и роман «Портрет Дориана Грея», в котором видятся связи образа Дориана с Байроном. В заключении предлагаются общие выводы и перспективы исследования. Материалы статьи могут быть использованы в исследовательских работах, в практике преподавания английской литературы XIX века.
Ключевые слова: Байрон, «Портрет Дориана Грея», «Равенна», «Сад Эроса», Уайльд.
Библиография
- Валова О. М. Литературное творчество романтиков в восприятии Оскара Уайльда // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2020. — № 1 (66). — С. 94–101.
- Валова О. М., Решетов В. Г. Философия трагедий Оскара Уайльда : моногр. — Киров : Вятск. гос. ун-т, 2023. — 342 с.
- Луков Вл. А., Соломатина Н. В. Феномен Уайльда : моногр. — М. : Нац. ин-т бизнеса, 2005. — 216 с.
- Рауд Н. П. Особенности образного строя поэмы О. Уайльда «Равенна» // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Филология. Журналистика». — 2006. — № 2. — С. 122–127.
- Уайльд О. Избранные произведения : в 2 т. / пер. с англ. — М. : Респ., 1993. — Т. 1. — 559 с. ; Т. 2. — 543 с.
- Уайльд О. Равенна / пер. О. Кольцовой // Баллада Редингской тюрьмы. — М. : АСТ, 2024. — 256 с.
- Уайльд О. Сад Эроса. — URL : https://poperechny.net/stihi/sad-erosa.html (дата обращения: 05.08.2024).
- Уайльд О. Стихи : сб. / сост. К. Атарова. — М. : Радуга, 2004. — 384 с.
- Эллман Р. Оскар Уайльд : биогр. / пер. с англ. Л. Мотылева. — М. : Независимая газ., 2000. — 688 с.
- Collected works of Oscar Wilde. The plays, the poems, the stories and the essays including De Profundis. — L. : Wordsworth Edition Limited, 1997. — 1098 p.
- Elfenbein A. Byron and the Victorians. — Cambridge : Cambridge university press, 2004. — 285 р. — URL : https://archive.org/details/byronvictorians0000elfe/mode/2up (дата обращения: 05.08.2024).
- Fortunato P. L. Modernist aesthetics and consumer culture in the writings of Oscar Wilde. — NY ; L. : Routledge, 2007. — 162 p.
- Knox Oscar Wilde: A long and lovely suicide. — L. ; NY : Yale university press, 1994. — 185 p.
- McGann J. Hero with a Thousand Faces: The Rhetoric of Byronism // Studies in Romanticism. — 1992. — Vol. 31, no. 3 “Byron’s Sardanapalus”. — Рp. 295–313. — URL : https://www.jstor.org/stable/25600964?read-now=1&seq=2#page_scan_tab_contents (дата обращения: 05.08.2024).
- Nassaar Ch. Into the Demon Universe: A Literary Exploration of Oscar Wilde. — New Haven ; L. : Yale University press, 1974. — 191 р.
- The Wildean. — 1996. — No. 9. — Р 15–24 (J. Melville) ; 2011. — No. 39. — Рp. 2–25 (J. А. Quintus) ; 60–110 (H. Schroeder). — URL : https://www.jstor.org/journal/wildean (дата обращения: 05.08.2024).