Прудиус И.Г.

Осмысление военного времени в графическом романе конца XX — начала XXI века. С. 149–159.

УДК 821.161.1-76::31.09″19/20″

DOI 10.37724/RSU.2025.86.1.016

 

Аннотация. В статье представлены результаты сопоставительного анализа трех современных графических романов, в которых репрезентована тема войны. В анализируемых произведениях показаны события, связанные со Второй мировой войной и представляющие истории героев, в ней не участвовавших, но на которых война непосредственным образом повлияла. Гибридный жанр графического романа, наследующий черты комикса и романа, позволяет авторам предложить читателям возможность многочисленных прочтений одной и той же книги, за счет обязательного соединения иконической и текстовой составляющих. В результате компаративного анализа автор статьи приходит к выводу о заметной тенденции в литературе последних десятилетий: фокусировании писателей не на описании боевых действий, а на представлении жизни людей, находящихся якобы далеко от военных действий, но попадающих под влияние войны не меньше, чем ее участники. Репрезентация их травматического опыта становится предметом осмысления современных писателей. Авторы трех анализируемых книг выбирают графический роман как один из наиболее понятных современному читателю, адепту визуальной культуры, жанров, и с помощью скрещивания жанровых видов в одном графическом романе (что наблюдается во всех трех произведениях) они представляют ужасающий опыт прошлого посредством репрезентации трагедии с точки зрения обычного, ничем не примечательного человека. Визуальный компонент, неотделимый от текстовой составляющей, позволяет усилить характеристики выбранного субжанра (историко-любовного романа Ж.-П. Жибра, young-adult романа Ю. Бийе и К. Фовель и биографического и автофикшн-романа К. Ким-Жандри) — за счет выбора цветовой палитры, стиля рисунка, обрамления фреймов, леттеринга и добавления нехарактерных для нарратива элементов (например, геометрических фигур у Ким-Жандри).

 

Ключевые слова: Бийе Юлия, Фовель Клер, Жибра Жан-Пьер, Ким-Жандри Кымсук, Вторая мировая война, графический роман, субжанры графического романа.

 

Библиография

 

  1. Айснер У. Комикс и последовательное искусство / пер. с англ. М. Заславского. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 192 с.
  2. Алимурадов О. А., Шубитидзе В. З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной
    и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филологический аспект. — 2020. — № 09(65). — С. 54–74.
  3. Березина А. В., Бочарова А. В. Книжная культура: история и современность. Юношеская литература как направление художественной литературы для старшеклассников // Культура: теория и практика. — 2023. — № 1 (51). — URL: http://theoryofculture.ru/issues/128/1582/ (дата обращения: 14.12.2024).
  4. Васильева Э. В. Трансформация готической поэтики в графическом романе-адаптации (на материале графического романа Эми Чу и Су Ли «Кармилла. Первый вампир») // Сибирский филологический форум. — 2024. — № 1 (26). — С. 69–79.
  5. Дебренн М. Ситуация полилингвального общения во франкоязычных графических романах
    о России // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2023. — Т. 20, № 1. — С. 66–76.
  6. Дрожжина О. В. Образ ребенка, скрывающегося от холокоста, в графическом романе Ари Фольмана и Дэвида Полонски «Дневник Анны Франк. Графическая версия» // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2023. — № 1 (78). — С. 159–165.
  7. Дубовицкая М. А. Американский графический роман: мультимодальность и идентичность // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — C. 228–246.
  8. Гимранова Ю. А. Графический роман как способ адаптации классических литературных произведений в современности: интертекстуальный аспект (на материале графического романа «Война
    и мир» Д. Чухрая и А. Полторака) // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха : сб. материалов Х Междунар. молодеж. науч.-практ. конф. — Магнитогорск : Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2024. — С. 276–282.
  9. Грибан И. В., Зиннатуллина З. Р. Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного // Политическая лингвистика. — 2021. — № 3 (87). — С. 133–144.
  10. Карасик О. Б., Струкова А. В. Комикс о Холокосте: «Маус» А. Шпигельмана и «Приключения кавалера и клея» М. Чабона // Филология и культура. — 2016. — № 3 (45). — С. 101–106.
  11. Киктева К. С. Читатель фантастики young adult в поиске реальности // Читатель в поиске. — М. : Библиомир, 2018. — С. 83–93.
  12. Ким-Жандри К. Трава / пер. с кор. Е. Похолковой, Ро Чжи Юн, А. Крапивиной. — СПб. : Бумкнига, 2021. — 480 с.
  13. Макклауд С. Предисловие // Айснер У. Контракт с богом ; пер. с англ. М. Заславского. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 216 с. — С. 7–12.
  14. Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Графический роман — адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов) // Научный диалог. — 2024. — Т. 13, № 6. — С. 250–265.
  15. Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2023. — Т. 16, вып. 10. — С. 3379–3385.
  16. Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера “Sin city” («Город грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 3-1 (81). — C. 49–52.
  17. Пастуро М. Красный. История цвета / пер. с фр. Н. Кулиш. — М. : Новое литературное обозрение, 2019. — 153 с.
  18. Прудиус И. Г., Шалимова Н. С. Черты романа инициации в биографическом графическом романе Пьера Кристена и Себастьяна Вердье «Оруэлл» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2024. — № 3. — С. 762–767.
  19. Скаф М. К. Традиция последовательного визуального повествования в США: этапы, жанры, поэтика // Детские чтения. — 2013. — № 2 (4). — С. 63–82.
  20. Струневская Я. И. Особенности адаптации классического произведения в жанре графического романа на примере «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери // Научный старт-2024 : сб. ст. аспирантов и магистрантов. — М. : Языки народов мира, 2024. — С. 667–672.
  21. Цветкова А. А. Графический роман // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. — 2020. — № 3. — С. 165–168.
  22. Baetens J. Le roman graphique // La bande dessinée: une médiaculture. — Paris : Armand Colin, coll. « Médiacultures », 2012. — 200–216.
  23. Baron-Carvais A. La bande dessinée. — Paris : Presses Universitaires de France, 1994. — 127 p.
  24. Billet J., Fauvel C. La guerre de Catherine. — Paris : Rue de Sèvres, 2017. — 168 p.
  25. Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative // Publications of the Modern Language Association of America. — 2008. — N 123 (2). — Pp. 452–465.
  26. Eastlake Е. Photography // The London Quarterly Review. — 1857. — N 101. — Рp. 442–468. — URL : https://www.nearbycafe.com/photocriticism/members/archivetexts/photohistory/eastlake/pf/eastlakephoto­graphy1pf.html (accessed: 08.01.2025).
  27. Gabilliet J.-P. Du comic book au graphic novel: l’européanisation de la bande dessinée américaine. Image [&] Narrative. — 2015. — URL : http://www.imageandnarrative.be/inarchive/tulseluper/gabilliet.htm (accessed: 11.10.2024).
  28. Gibrat J.-P. Le Sursis. — Paris : DUPUIS, 2010. — 128 p.
  29. Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. — Toulouse. — Milan : Les Essentiels Milan, 2005. — 63 p.
  30. Gundemann Ch. Real Imagination? Holocaust Comics in Europe // Revisiting Holocaust Representation in the Post-Witness Era. — London : Palgrave Macmillan, 2015. — 309 p.
  31. Mansanti C. Le roman graphique // Fabula. — 2013. — URL : https://www.fabula.org/actualites/
    journee-d-etudes-sur-le-roman-graphique-amiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php
    (accessed: 13.10.2024).
  32. Romero-Jódar A. Comic Books and Graphic Novels in their Generic Context. Towards a Definition and Classification of Narrative Iconical Texts // ATLANTIS. Journal of the Spanish Association of Anglo-American Studies. — 2013. — N 35.1. — Pp. 117–135.
  33. Ross C. Young adult realism: conventions, narrators, and readers // The Library Quarterly. — 1985. — Vol. 55. — N 2. — Pp. 174–191.
  34. Stephens J. Young adult: a book by any other name…: Defining the Genre // The ALAN review. — 2007. — Vol. 35, N 1. — Pp. 34–42. — URL : https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/ALAN/v35n1/stephens.html (accessed: 24.12.2024).
  35. Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord // Kinephanos. — 2008. — URL : https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques (accessed: 13.10.2024).
Без рубрики