Поль Д.В., Коржова И.Н.

Правда художника: А. С. Пушкин и С. А. Есенин в создании образа Хлопуши как национального типа. С. 120–128.

УДК 821.161.1.09

DOI 10.37724/RSU.2025.86.1.013

 

Аннотация. В статье рассмотрены этапы формирования образа Хлопуши (Афанасия Соколова) как национально-культурного типа. Отмечено, что генезис образа был исключительно литературным и не опирался на фольклор, поскольку распространение памяти о восстании в народе жестоко пресекалось властями. Особую роль в становлении данного типа сыграли А. С. Пушкин и С. А. Есенин. Пушкин-историк, отчасти опираясь на летопись П. И. Рычкова «Осада Оренбурга», включает Хлопушу в круг ближайших сподвижников Пугачёва, а в «Капитанской дочке» делает его воплощением разбойничьей, удалой стороны бунта. Близость к народному и, возможно, романтическому типу разбойника открывает пушкинскому Хлопуше возможность искупления. В XIX веке эти черты получили развитие в «народной», анонимной литературе. С. А. Есенин в поэме «Пугачёв» умножает прежние преступления Хлопуши, соединяет удаль с идеей беспощадной мести дворянам. Отмеченные черты развивались в творчестве писателей XX–XXI веков, сделавших Хлопушу знаковой фигурой народного бунта. В поэме С. А. Есенина «Пугачёв» создан миф о том, что Хлопуша был подослан как убийца к самозванцу. Этот миф, не подкрепленный научно, тем не менее транслируется в историко-публицистической книге А. В. Иванова «Вилы». В исследовании показано, что образ Хлопуши как сложившийся тип основан на соединении черт справедливого разбойника и гневного мстителя, преувеличении близости к Пугачеву Хлопуши и роли последнего в захвате уральских заводов и восстании в целом.

 

Ключевые слова: авантюрный сюжет, исторический образ, мифологизация, национальный тип, Пугачев, самозванство, тип бунтаря, Хлопуша.

 

Библиография

 

  1. Болноева Е. В. Рецепция образа Пугачева в произведениях русского авангарда начала XX века // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — — № 3. — С. 178–183.
  2. Евсина Н. А. Роман С. А. Ауслендера «Пугачевщина» и пугачевская тема в советской литературе 1920-х годов // Мировая литература в контексте культуры. — — № 2. — С. 59–64.
  3. Емелька Пугачёв и Хлопуша. Разбойники и бунтовщики : повесть : в 3 ч. Заимствованная из достоверных источников. — М. : Изд. книгопродавца Манухина, 1870. — Кн. 3. — 252 с.
  4. Есенин С. А. Пугачёв // Есенин С. А. Полн. собр. соч. : в 7 т. : поэмы. — М., 1998. — Т. 3. — С. 7–51.
  5. Железнов Я. Я. Уральцы.— СПб., 1910. — Т. 3. — 439 с.
  6. Жижка М. В. Допрос пугачевского атамана А. Хлопуши // Красный архив. — — № 1. — С. 162–171.
  7. Иванов А. В. Вилы. — М. : АСТ : Ред. Елены Шубиной, 2016. — 574 с.
  8. Лимонов Ю. А., Панеях В. М. Афанасий Тимофеевич Соколов-Хлопуша // Лимонов Ю. А., Мавродин В. В., Панеях В. М. Пугачёв и пугачёвцы. — Л. : Наука, 1974. — С. 138–151.
  9. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. — М. ; Л. : Academia, 1935. — 418 с.
  10. Пугачёв в Среднем Поволжье и Заволжье. Народное творчество, отрывки из литературных произведений, исторические документы / cост. А. Н. Лозанова. — Куйбышев : Куйбышев. обл. изд-во, 1947. —184с.
  11. Пушкин А. С. Золотой том. Собр. соч. / ред., биогр. очерк и прим. Б. Томашевского. — М. : Имидж, 1993. — 976 с.
  12. Райнова М. Б. Художественная интерпретация образа Емельяна Пугачёва в русской советской литературе : дис. … канд. филол. наук. — М., 1979. — 291 с.
  13. Строев А. Ф. Те, кто поправляет Фортуну. Авантюристы просвещения. — М. : НЛО, 1998. — 400 с.
  14. Фейхтвангер Л. Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной литературы // Фейхтвангер Л. Собр. соч. : в 6 т. — М. : Художественная литература, 1990. — Т. 6. — С. 543–679.
  15. Шубникова-Гусева Н. И., Самоделова Е. А. Комментарии // Есенин С. А. Полн. собр. соч. :
    в 7 т. — М., 1998. — Т. 3 : Поэмы. — С. 435–718.
  16. Экштут С. А. Битвы за храм Мнемозины. Очерки интеллектуальной истории. — СПб. : Алетейя, 2003. — 320 с.
Без рубрики